Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Интеллектуальная игра «Великолепная семёрка»

 Шелухина Елена Евгеньевна,
учитель химии 
ГБОУ СОШ № 365
им. М.П. Краснолуцкого
 
 
Урок-игра рассчитан на 2 часа. Проводит его ведущий — один из учащихся. Работу оценивает компетентное жюри. 
Ход урока.
Ведущий. Сегодня мы проводим интеллектуальную игру «Великолепная семерка».
Тема игры: «Удивительный мир металлов».
Ведущий представляет жюри и гостей. Затем слово для приветствия и представления по очереди получают обе команды.
 
Ведущий. Итак, металл - всех недр земных владыка! Начинаем игру «Великолепная семерка». Первый конкурс называется «Путешествие по Парижу».
«Да здравствуют искатели дорог,
Ведь тяжело лишь преступить порог»
                                           Л. Мартынов
Задание командам: прослушайте текст и найдите зашифрованные химические термины, химические ошибки, химические названия. За каждый правильный ответ — 2 балла.
Наконец-то мы в Париже! Впереди олимпиада по химии, а пока — знакомство с городом. Узнав, что мы увлекаемся химией, наши новые знакомые посоветовали посетить БАНИ, которые предпочитают химики (это водяные, воздушные, масляные, парафиновые, паровые, песчаные, глицериновые, металлические — свинцовые или цинковые - бани, все они применяются для равномерного нагревания сосудов, в которых идут химические реакции).
После водных процедур клиентам предлагают следующие услуги: НАСУРЬМИТЬ брови (с незапамятных времен брови подкрашивали сурьмяным блеском – Sb2S3, уложить волосы ФЕНОМ (фен — одно из предлагавшихся названий бензола, отсюда — фенол), сделать маску, массаж, маникюр.
Теперь легкий завтрак в кафе. Здесь большой выбор блюд. Мы заказали бутерброды с «МАСЛОМ ГОЛЛАНДСКИХ ХИМИКОВ» (это продукт взаимодействия этилена с хлором). На десерт - ГОРЬКИЙ МИНДАЛЬ (это яд, в нем содержится соединение амигдалин, расщепляющийся на виноградный сахар, бензальдегид (масло горького миндаля) и синильную кислоту под действием имеющегося в горьком миндале энзима — эмульсина), КАЛОМЕЛЬ (Hg2Cl2).
Бармен предложил попробовать любимые напитки парижан — ЖАВЕЛЕВУЮ ВОДУ (смесь продуктов взаимодействия хлора с раствором гидроксида калия KCl+KClO+H2O; применялась для отбеливания тканей), БОРДОСКУЮ ЖИДКОСТЬ (это смесь медного купороса CuSO4·5H2O и гашеной извести Ca(OH)2; применяется как инсектицид) или ВОДУ ИЗ КЕЛЬНА (это одеколон).
Настало время побродить по городу. Нас восхитила ПАРИЖСКАЯ ЗЕЛЕНЬ (это Cu(CH3COO)2·3Cu(AsO2)2 - пестицид), мы отдыхали под кроной «САТУРНОВОГО ДЕРЕВА» («сатурновым», или «свинцовым», «деревом» называют красивые разветвленные и сросшиеся кристаллы металлического свинца, образующиеся на цинковой пластинке в разбавленном растворе соли свинца (II); свойства свинца были хорошо изучены алхимиками, которые называли его Сатурном), листья которого покрыты красивой ПАТИНОЙ (прочная окрашенная пленка из меди и ее сплавов, образующаяся при взаимодействии с веществами окружающей среды). Над Сенной поднимался ВОДЯНОЙ ГАЗ (смесь угарного газа и водорода). Небо имело цвет БЕРЛИНСКОЙ ЛАЗУРИ (основной компонент этого пигмента - гексацианоферрат(II) железа(III) – Fe4[Fe(CN)6]3
Наслаждались тишиной и ХИМИЧЕСКИ ЧИСТЫМ ВОЗДУХОМ (воздух - смесь газов, поэтому неправильно говорить о нем «химически чистый»).
Уличные торговцы наперебой предлагали ГРАНАТЫ (это минерал группы ортосиликатов).
Любопытство привело нас в ювелирную лавку. Представленные в ней драгоценности ослепили нас. Чего тут только нет! Украшения для состоятельных людей сделаны из твердого серебра, для бедных - из СЕРЕБРИШКА (так в Испании в XVIII в. называли платину), а ЖИДКОЕ СЕРЕБРО (так древние греки называли ртуть) тут продают в разлив. Изделия из золота поражают РАЗНООБРАЗИЕМ ЦВЕТОВ - от бледно-желтого до яркого желто-красного (различные оттенки золоту придают примеси меди и серебра).
БРИЛЛИАНТЫ (это ограненные алмазы; алмаз - аллотропная модификация углерода) продают в оправе из БЕЛОГО ЗОЛОТА (в таком золоте — примесь палладия или платины).
В гостинице мы встретили земляков. Среди них был наш знакомый спортсмен КОНСТАНТАН (это сплав на основе меди, содержащий никель и марганец). Мы пожелали ему успехов в соревнованиях и были уверены, что он ПОБЕДИТ (это материал, получаемый спеканием порошков карбида вольфрама и металлического кобальта, обладает высокой твердостью).
 
Ведущий. Второй конкурс — «В гостях у алхимика».
«Вот он,
большелобый
тихий химик,
перед опытом наморщил лоб.
Книга —
«Вся земля», -
выискивает имя.
Век двадцатый,
Воскресить кого б?»
В. Маяковский. «Про это».
 
Команды по очереди показывают домашнее задание, жюри объявляет итоги конкурсов.
 
Ведущий: Третий конкурс называется «Угадайте вещество».
Задание командам: по описанию особенностей свойств, истории открытия, применения вам надо угадать, о каком металле идет речь. Угадав вещество с первой попытки, вы получите 14 баллов, со 2-12 баллов и т. д.
Итак, задание первой команде.
  1. Зерна кристалла этого вещества хрупкие, их не удается расплющить даже молотком на наковальне. В пламени кузнечного горна, где все металлы плачут огненными слезами, они даже не краснели. Растворить их не удается ни в кислотах, ни в щелочах. «Ни огнем, ни искусством» -  такой вердикт вынесли алхимики, исчерпав все возможности.
  2. Его появлению, как отметил академик В.И. Вернадский, в научной литературе середины XVIII в. уделено больше внимания, чем любому другому веществу. Это отражает заботы и волнения, которые он доставил, выскочив на арену жизни, словно джин, спутав все карты алхимии и религии.
  3. Его привезли в Европу из Колумбии, из дель Пинто.
  4. Он был в Испании под запретом 43 года! Покупали его в основном для подделок. В 1791 г. испанский король издал указ: его добывать всюду, где только можно, скупать, беречь за семью замками и везти в Испанию с такой же охраной, как золото. А если кто нарушит указ – рубить  головы.
  5. В чистом виде его выделил молодой лондонский врач Уильям Волластон, с увлечением занимавшийся химией, физикой, ботаникой, минералогией, кристаллографией.
  6. Он следовал за золотом как тень. Его примесь в золоте проявлялась в том, что мерк червонный блеск, присущий высокопробному золоту; монеты приобретали сероватый, тусклый оттенок. Такое золото называли гнилым, или «испанским». Дукаты самого могущественного государства — Испании упали в цене. Злые языки утверждали, что монеты померкли, как сама испанская корона!
  7. В 1752 г. в актах Стокгольмской академии наук появилось сообщение «О белом золоте, или Седьмом металле, называемом в Испании «серебришко из Пинто». Его автор, директор шведского монетного двора Шеффер, предложш название нового элемента Aurum Album – белое золото. Предложенное им название не прижилось. Серебришко осталось серебришком, навечно приговоренным к утоплению, бесовским соблазном, нарушившим веру в самое святое - чистоту и неподдельность золота.
      Теперь это металл роскоши, «ювелирный король», из него сделаны первые эталоны длины и массы.

ОТВЕТ: платина.
 
Ведущий: Задание второй команде.
  1. Древние египтяне называли его «вааепере», что означает «родившееся на небе».
  2. Древние копты называли его «камнем неба».
  3. Изделия из него ценились дороже золота. Среди сокровищ египетских пирамид, где золота очень много, ученые нашли несколько украшений из этого металла. Только очень богатые люди могли иметь изготовленные из него кольца и броши. Один восточный деспот даже издал закон, под страхом смертной казни запрещающий всем, кроме него, носить сделанные из этого металла украшения.
  4. Древнегреческий географ и историк Страбон писал, что в глубине Африки живут племена, которые за слиток этого металла дают 10 слитков золота.
  5. В «Одиссее» Гомера рассказывается, что победителям в спортивных состязаниях вручали кусок этого металла и кусок золота — самые большие в те времена драгоценности.
  6. Алхимики считали его настолько неблагородным металлом, что им заниматься не стоит.
  7. Это очень мягкий металл. Ножом, сделанным из него, не обстругаешь деревянную палочку. По имени этого металла называется наш век.
ОТВЕТ: железо.
 
Ведущий: Задание обеим командам: кто быстрее угадает вещество.
  1. Это сложное вещество в старину называли властителем жизни и смерти. Его приносили в жертву богам. А иногда поклонялись ему как божеству.
  2. Оно служило мерилом богатства, могущества, стойкости, власти. Оно считалось хранителем молодости и красоты.
  3. По поверьям, оно обладает способностью помогать человеку во всех его делах, спасать от бед и напастей. Начиная день, проглоти его кристаллик – жди удачи. Вошел в дом незнакомый человек — незаметно брось щепотку его в огонь: спасет от «дурного глаза»; собираясь в дальнюю дорогу, заверни его в тряпицу и повесь на грудь — принесет удачу.
  4. Оно и стада хранило, и урожай берегло, и рыбу в реке приманивало - нигде без него не обходилось.
  5. Оно в воде рождается и в воде умирает. «Из воды родится, а воды боится».
  6. Его алхимический знак - ключ.
  7. На пирах у киевского князя его ставили в золотой посуде лишь на стол, где сидели князь и его приближенные. А гости попроще с княжеского пира уходили «не солоно хлебавши»
ОТВЕТ: поваренная соль.
 
Для подведения итогов предыдущих конкурсов слово предоставляется жюри.
Ведущий проводит конкурс танцев благородных и неблагородных металлов, а затем конкурс фольклорных групп, его участники представляют песни, стихи, сказки, в которых речь идет о металлах.
 
Ведущий: А теперь конкурс капитанов команд.
В повседневной жизни мы часто слышим выражения, в которых свойства каких-либо предметов и объектов сравниваются со свойствами металлов, например: железные нервы, железное здоровье, свинцовое небо и т. д. В течение одной минуты каждый капитан должен назвать максимальное количество подобных словосочетаний. Капитан 1 команды использует производные слова «серебро», а капитан 2 команды — «золото».
Затем ведущий объявляет рекламную паузу. Команды рекламируют использование металлов в народной медицине.
Ведущий: Алхимики считали, что на небе семь светил и каждое из них на земле имеет своего посланца: «Семь металлов создал свет по числу семи планет...» Начинаем конкурс «Металлы и космос».
Команды показывают сценки «Инопланетяне о металлах, названных в честь небесных тел». Первая команда представляет металлы, которым соответствуют планеты Марс, Венера, Меркурий, Юпитер; вторая команда - металлы-символы Солнца, Луны, Сатурна, Юпитера.
 
Ведущий: Объявляю конкурс «Перевёртыши».
Задание командам: прослушав текст «перевертыша», найдите
правильное звучание фразы.
  1. Разговор — ртуть, крик — платина. (Слово - серебро, молчание - золото).
  2. Гладь металл, пока холодно. (Куй железо, пока горячо).
  3. Пролежал холод, сушь и оловянные трубы. (Прошел огонь, воду и медные трубы).
  4. Не та грязь, что тусклая. (На то золото, что блестит.)
  5. Звери живут за неметалл. («Люди гибнут за металл».)
  6. В пустыне саксаул коричневый, на нем из меди обручальное кольцо. («У Лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том»).
 
Жюри объявляет итоги конкурсов.
 
Ведущий: Проводим конкурс знатоков химии и литературы.
Каждая семерка должна отгадать имя ученого, о котором рассказывает ведущий. Команды могут сделать три попытки. Если правильный ответ дан сразу — команда получает 6 баллов, после 2 попытки - 4 балла, после 3-2 балла.
1.  Назовите имя ученого, жившего в XV-XVI Вв., которого высоко ценили современники за многочисленные познания. Он был врачом, учителем и аптекарем, добился больших успехов как бургомистр. Он заложил основы минералогии, геологии, горного дела и металлургии; ему принадлежали выдающиеся работы в области истории государства, теории чисел и теории множеств, экономики. И главный труд его жизни — опубликованная посмертно 12 томная монография «О металлах». Это был большой, далеко опередивший свое имя ученый — энциклопедист и общественный деятель.
Предлагаются фамилии пяти ученых:
М.В. Ломоносов, Г. Бауэр, А. Лавуазье, Р. Бойль, Д.И. Менделеев.
Ответ: Георг Бауэр (Агрикола).

2.  Его считают родоначальником металлографии. Он впервые применил световой микроскоп для изучения микроструктуры металлов и расшифровал секрет булатной стали. Его фундаментальный труд «О булатах» был опубликован в России в 1841 г.
Назовите этого ученого:
П.П. Аносов, Г. Бессимер, X. Дэви, А.Е. Ферсман, М.В. Ломоносов.
Ответ: Павел Петрович Аносов.

3.  Его книга «Первые основания металлургии, или рудных дел» - выдающийся труд в истории металлургии и горного дела. В ней весьма ярко отразился не только талант ученого, но также его трезвый ум, позволивший, наряду с широкими теоретическими обобщениям, подойти чрезвычайно чутко к запросам практики.
Назовите ученого:
П.П. Аносов, Н.С. Курнаков, М.В. Ломоносов, С.А. Балезин, Н.Н. Бекетов.
Ответ: Михаил Васильевич Ломоносов.

4.  Послушайте отрывок из художественного произведения: «...Какая легкая архитектура этого внутреннего дома, какие маленькие простенки между окнами, - а окна огромные, широкие, во всю вышину этажей! Его каменные стены — будто ряд пилястров, составляющих раму для окон, которые выходят на галерею. Но какие это полы и потолки? Из чего эти двери и рамы окон? Что это такое? Серебро? Платина? Да и мебель почти такая же, - мебель из дерева тут лишь каприз, она только для разнообразия, но из чего ж вся остальная мебель, потолки и полы? «Попробуй подвинуть это кресло»...
Эта металлическая мебель легче нашей ореховой. Но что ж это за металл? Ах, знаю теперь, Саша показывал мне такую дощечку, она была легка, как стекло, и теперь уж есть такие серьги, брошки, да, Саша говорил, что рано или поздно, алюминий заменит собою дерево, может быть и камень. Но как же все это богато! Везде алюминий и алюминий...»
Назовите произведение и его автора:
Ф.М. Достоевский, Н.Г. Чернышевский, А.М. Горький, А.И. Куприн, А.И. Герцен.
Ответ: Николай Гаврилович Чернышевский. «Что делать?».
 
Ведущий. Объявляю заключительный конкурс. Участники игры исполняют «Гимн металлам» или «Гимн химии».
После выступления команд жюри объявляет результаты последних конкурсов и подводит итоги игры, высказывают свои пожелания участникам.
Данная игра проводится с учащимися 9 класса после изучения темы «Металлы». За две недели ребята формируют команды и получают следующее задание:
  1. Подготовить приветствие и представление команды.
  2. Подготовить домашнее задание.
  3. Подготовить рекламную паузу на тему «Использование металлов в народной медицине».
  4. Подобрать песни, стихотворения и сказки, в которых идет речь о металлах.
  5. Изучить особенности свойств сурьмы, меди, золота, платины, ртути, натрия, олова, железа, свинца и их соединений.
  6. Подготовить фантастический рассказ или сценку на тему «Металлы и космос» (инопланетяне представляют металлы, названные в честь какого-либо небесного тела).
  7. Подготовить танец благородных и неблагородных металлов.
 
Для подготовки к игре учащимся был предложен список литературы:
  1. Беккерт М. Мир металла, М. Мир, 1980.
  2. Валентинов А.А. «Металла огненный поток». М., Детская литература, 1987.
  3. Владимиров А.В. «Соленое золото», М. Детская литература, 1986.
  4. Книга для чтения по неорганический химии, ч. 1(Сост. Крицман, М. Просвещение, 1993.
  5. Кукушкин Ю.Н. « Химия вокруг нас», М. Высшая школа, 1992.
  6. Локерман А.А. «Рассказ о самых стойких», М., Знание, 1982.
  7. Мезенин Н.А. «Занимательно о железе», М., Металлургия , 1977.
  8. Таубе П.Р., Руденко Е.И. «От водорода до ... нобелия?», М., Высшая школа, 1961.
  9. Федотов Г.Я. «Звонкая песнь металла», М., Просвещение, 1992.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»